телефон для заказа:0800 500 129

доставка бесплатная

You have no items in your shopping cart...

1. Введение

Дания - небольшая и относительно процветающая страна Северной Европы. Как и в других странах Скандинавии, здесь очень сильны традиции государства всеобщего благосостояния, когда медицинским обслуживанием охвачено все население страны, а финансирование здравоохранения осуществляется в основном за счет налогов. Для всех граждан страны медицинское обслуживание, в том числе диагностика и лечение, бесплатное, за исключением некоторых видов услуг, предусматривающих соплатежи пациентов (стоматология, физиотерапия и др.). Важными основополагающими ценностями системы здравоохранения страны являются принципы солидарности в финансировании и справедливости. Исследования показывают, что уровень удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием устойчиво высокий. В системе здравоохранения Дании относительно успешно осуществляется контроль расходов и вводятся такие организационные и управленческие изменения, как переход на преимущественно амбулаторное лечение и введение системы финансирования больниц на основе принципа оплаты по результатам деятельности.

Регулирования деятельности датской системы здравоохранения осуществляется совместными усилиями национальных государственных учреждений, администраций областей и муниципалитетов. На всех трех уровнях действуют демократически избранные ассамблеи; в стране существует традиция децентрализации управления и планирования с передачей этих функций областным администрациям и муниципалитетам. В учреждения общенационального уровня относятся парламент, правительство и различные государственные ведомства. В сферу ответственности входит обеспечение общей нормативно-правовой базы системы здравоохранения, а также координация и надзор за оказанием медицинских услуг на региональном и муниципальном уровнях. Предоставление первичной и специализированной медицинской помощи относится к сфере ответственности пяти административных областей страны, которым принадлежит большинство больниц в Дании. Врачи, работающие в больницах, - наемные служащие, получающие зарплату из средств областных бюджетов. Практикующие врачи считаются скорее частными, а не государственными служащими, хотя почти весь свой доход получают за услуги, оплачиваемые им из средств областных бюджетов.

К существующих и потенциальных проблем системы здравоохранения можно отнести следующие. У датчан средняя продолжительность жизни несколько ниже, чем у большинства жителей других европейских стран. В основном это обусловлено факторами образа жизни, но ряд вопросов вызывают также и показатели работы системы здравоохранения, особенно в таких областях, как онкология и сердечно-сосудистые заболевания. Одна из насущных проблем - координация работы; кроме того, предметом постоянной озабоченности становится срок ожидания плановой медицинской помощи. Вообще говоря, в Дании, как и во многих других европейских странах, системе здравоохранения присущи проблемы, связанные с гарантией доступа к медицинскому обслуживанию и обеспечением его качества при условии строгого контроля затрат. Факторами, усложняют поддержание устойчивости национальной системы здравоохранения, является старение населения и рост сроков ожидания медицинского обслуживания.

К некоторым инициатив общего характера, направленных на решение этих проблем, относится введение таких схем, как система финансирования больниц на основе принципа оплаты по результатам деятельности, управления эффективностью и сравнительный анализ показателей, а также элементы управляемой конкуренции и административные реформы. В 1993 году, частично с целью решения вопроса, связанного со снижением сроков ожидания плановой медицинской помощи, был введен принцип свободного выбора пациентом лечебного учреждения. К последним инициатив можно отнести административную реформу 2007 года, введение гарантии, согласно которой максимальный срок ожидания плановой медицинской помощи ограничивается одним месяцем, а также обеспечение гарантированного доступа к врачам-специалистам в течение 48 часов в случае диагностирования у пациента онкологического заболевания.

В результате административной реформы 2007 года состоялось укрупнение бывших административно-территориальных единиц страны и перераспределение их задач и сфер ответственности. Реформа была обусловлена необходимостью содействия централизации предоставления медицинских услуг на уровне больниц и повышения роли муниципалитетов в проведении профилактических мероприятий и оказании услуг по реабилитации. Изменилась и система финансирования здравоохранения: если раньше основным источником финансирования в областях были налоговые поступления в областные бюджеты в сочетании с некоторыми государственными грантовыми субсидиями, то теперь таким источником стали государственные гранты субсидии и соплатежи со стороны муниципалитетов. Эти изменения были введены для того, чтобы создать систему эффективного государственного контроля и обеспечить муниципалитетам стимулы для совершенствования в области профилактики заболеваний, укрепления здоровья населения и реабилитации пациентов.

2. Финансирование

До 2007 года датская система здравоохранения финансировалась за счет прогрессивного налога на прибыль, взимаемого на национальном уровне, и пропорциональных налога на прибыль и налога на имущество, взимаемые на региональном уровне. Налоговые поступления в национальный бюджет перераспределялись по округам и муниципалитетах путем выделения блочных субсидий, размер которых основывался на ряде объективных критериев, и частичного финансирования больниц по результатам деятельности. Целью такой системы было поддержание принципов солидарности в финансировании и справедливости в здравоохранении. С 2007 года финансирование здравоохранения осуществляется за счет взимаемых на национальном уровне пропорциональных целевых налогов. Большинство этих налоговых поступлений (80%) перераспределяется по областным бюджетам путем выделения блочных субсидий, основанных на объективных критериях (социальных и демографических показателях), а остальные 20% - по новым муниципалитетах, которые, в свою очередь, должны использовать эти фонды для софинансирование областных больниц, которые обслуживают население соответствующих административных единиц. Эта система, как и раньше, базируется на общих принципах солидарности и перераспределения социальных благ среди населения. Резервирование налоговых поступлений специально для заявленных целей здравоохранения является для Дании новшеством, оно призвано обеспечить большую прозрачность этого сектора для налогоплательщиков. Вместе с тем нельзя не отметить, что этот механизм ограничивает возможности распределения финансовых средств внутри сектора.

В Дании все ощутимее растет уровень участия пациентов в оплате медицинских услуг. В основном это касается лекарств, стоматологического обслуживания и физиотерапии, что связано с быстрым ростом рынка частного медицинского страхования. Его формирование частично обусловлено появлением на рынке труда соглашений о групповом медицинском страховании наемных работников. Некоторые политики выступают также за активное введение соплатежи пациентов за услуги врачей общей практики, чтобы сократить таким образом объем неоправданного использования населением этими услугами. Со временем все эти тенденции могут привести к серьезным изменениям в системе финансирования здравоохранения Дании, которые могут иметь следствием нарушение общих принципов солидарности в финансировании, справедливости в здравоохранении и финансирования здравоохранения за счет налогов.

3. Принцип равенства в доступе к системе здравоохранения

На сегодня в основе системы здравоохранения Дании лежит принцип всеобщего, свободного и равного доступа населения к медицинскому обслуживанию. И хотя в разных регионах страны характер использования услуг здравоохранения несколько отличается, в целом можно сказать, что эти задачи решаются довольно успешно. Как показывает практика, некоторым группам населения (бездомным и психически больным людям, иммигрантам, а также лицам с алкогольной и наркотической зависимостью) присущ более нестабильный характер использования медицинских услуг по сравнению с другими группами. Вследствие высоких индивидуальных затрат на стоматологическое обслуживание взрослых пациентов, пожалуй, имеется некоторая социальное неравенство в использовании этого вида услуг, что, соответственно, приводит к различиям в состоянии стоматологического здоровья населения. Использование населением услуг частных стоматологов демонстрирует зависимость от географических и социальных факторов, поскольку эти услуги главным образом предлагаются в городских районах. Возможностью свободного выбора медицинских учреждений в большей степени пользуются пациенты с высоким уровнем образования и стабильной занятостью. Некоторые считают, что широкое применение финансирования больниц по результатам деятельности приведет к ослаблению заинтересованности и оттоку инвестиций из таких участков, как лечение внутренних болезней и гериатрии, в пользу тех отраслей здравоохранения, где легче продемонстрировать качественный уровень деятельности. Однако доказательств, подтверждающих это мнение, немного.

В общем можно сказать, что в настоящее время распределение ресурсов на здравоохранение удовлетворяет потребности населения. Такие меры, как сокращение срока ожидания плановой медицинской помощи и связанная с "расширением свободы выбора" гарантия, что ограничивает этот срок, обеспечивают населению относительно быстрый доступ к услугам здравоохранения. Гарантия, что касается ограничения срока ожидания плановой медицинской помощи, обеспечивает доступ к лечению в государственных или частных медицинских учреждениях в Дании или за рубежом, если предполагаемый срок ожидания превышает один месяц. Результаты опросов неизменно демонстрируют чрезвычайно высокий уровень удовлетворенности пациентов как услугами врачей общей практики, так и медицинским обслуживанием в больницах. Равный доступ к медицинскому обслуживанию и использование его по потребностям, вероятно, и в дальнейшем останутся важнейшими принципами системы здравоохранения Дании. Вместе с тем следует отметить, что рост спроса на новые медицинские технологии, а также ожидаемые изменения в возрастной структуре населения и в распространенности определенных болезней могут способствовать политическим инициативам по введению новых финансовых и структурных реформ, направленных на сокращение доступа к медицинскому обслуживанию, финансируемого из государственных фондов.

4. Качество и эффективность датской системы здравоохранения

Сравнение коэффициентов выживания некоторых групп пациентов из разных стран (например, раком легких и опухолями яичника) показывает, что в Дании качество ряда услуг в области диагностики и лечения находится не на очень высоком уровне. Это может быть обусловлено нехваткой медицинского персонала, отсутствием необходимого оборудования, недостаточно высоким уровнем квалификации специалистов или структурными проблемами датской системы здравоохранения, связанными с масштабом, специализацией и координацией медицинского обслуживания. Сейчас в стране происходит процесс сокращения количества больниц за счет их укрупнения, а также централизация узкоспециализированных медицинских услуг. В результате проведенной недавно реформы более широкие полномочия, касающиеся планирования таких узкоспециализированных услуг, получило Национальное управление здравоохранения. Есть также ряд проблем, связанных с нехваткой квалифицированных кадров на периферии, но областная власть пытается решать их путем привлечения к работе врачей и медсестер из иммигрантов. В последние годы особое внимание уделяется психиатрической помощи и болезням, представляющих угрозу для жизни, например, онкологическим и сердечно-сосудистым заболеваниям. Однако лечению психических расстройств, а также болезней костно-мышечной системы, вопреки общим положениям национальной политики в области здравоохранения, уделяется еще мало внимания. Признаки каких-либо значимых изменений в структурном соотношении между первичной медико-санитарной помощи, специализированной и высокоспециализированной медицинской помощи отсутствуют. Однако одной из приоритетных целей нынешней структурной реформы заявлено создание стимулов, которые способствовали бы более активной деятельности муниципалитетов в области профилактики заболеваний, укрепления здоровья населения и организации внебольничной помощи и реабилитации пациентов.

В общем можно сказать, что система здравоохранения Дании обеспечивает хорошее соотношение цены и качества. В докладах правительства последовательно указывается, что соотношение общего уровня расходов и качества медицинского обслуживания, в том числе таких показателей, как срок ожидания плановой медицинской помощи и качество услуг, в Дании считается приемлемым в сравнении с другими европейскими странами. Это является результатом многих инициатив, направленных на обеспечение контроля расходов, повышение эффективности и улучшение качества медицинского обслуживания. Важнейшей характеристикой этой системы можно назвать использование схемы глобального бюджетирования и применение жестких бюджетных ограничений. В последние годы к этому добавилась практика заключения внутренних контрактов и частичное финансирование больниц на основе оплаты по результатам деятельности, направлено на обеспечение повышения эффективности системы здравоохранения. В последнем докладе правительства указано, что в стране происходит постепенный рост эффективности работы сектора здравоохранения (за последние два года она выросла на 2,4%). По результатам сравнения эффективности работы больниц на национальном и региональном уровнях было обнаружено лишь небольшое различие этих показателей по областям. Что касается эффективности работы сектора первичной медико-санитарной помощи, то информации не так много, но предполагается, что сочетание механизмов подушной оплаты и оплаты за предоставленные услуги обеспечивает достаточные стимулы для оптимизации как уровня медицинского обслуживания, так и набора услуг. Размеры гонораров врачей регулярно обсуждаются с органами государственной власти; кроме того, проводится регулярный мониторинг деятельности медиков. В течение многих лет важнейшими отличительными чертами датской системы здравоохранения является механизм контроля доступа к специализированной медицинской помощи и к услугам врачей-специалистов, который осуществляется силами врачей общей практики, выполняют роль "вратаря" (диспетчера), а также общий принцип подхода к лечения, когда пациенту следует обеспечить адекватное лечение на самом низком уровне системы специализированной помощи, а не создавая свободный доступ в медицинские учреждения высшего уровня специализации.

В стране действует политика содействия замене оригинальных лекарственных препаратов генериками, и все региональные органы власти осуществляют мониторинг использования лекарственных средств в медицинских учреждениях на местах. Но, несмотря на некоторые положительные результаты, достигнутые в сфере установления цен на лекарства, усилия по сокращению общих затрат на фармацевтическую продукцию особым успехом не увенчались. Возможную экономию финансовых средств перевешивает все более широкое использование новых и дорогих препаратов, а также изменения в директивах, касающихся медикаментозного лечения гипертонии, дислипидемии и др. В некоторых районах проводились эксперименты по замене врачей медсестринских персоналом, но важнейшим движущим фактором эффективности работы сектора здравоохранения стал широко практикуемый и в целом успешный переход от лечения в условиях стационара к амбулаторному уровня.

Подотчетность покупателей и поставщиков медицинских услуг главным образом обеспечивается за счет организации иерархического контроля внутри политико-бюрократических структур национального, регионального и муниципального уровней. Процессы бюджетирования и общего экономического управления включают подотчетность и оценку работы на всех уровнях. На ежегодных переговорах между центром и региональными и муниципальными органами власти обсуждаются такие вопросы, как оценка потребностей, результатов работы и новых сфер деятельности. В основе регионального и муниципального общественного управления лежит система заключения внутренних контрактов, создание стимулов и мер надзора за деятельностью больниц и других государственных учреждений. Мониторингом деятельности практикующих врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь и специализированную медицинскую помощь, занимаются областные органы власти, которые также финансируют эту деятельность в соответствии с общенациональными тарифов на медицинские услуги. Качество проверяется с помощью внутренних управленческих процедур, измерений удовлетворенности пациентов медицинским обслуживанием на национальном уровне, а также различных инициатив, проводимых на национальном и региональном уровнях и направлены на разработку соответствующих стандартов, клинических протоколов, клинических баз данных и др. С 2007 года все больницы страны были включены в датскую систему обеспечения качества в здравоохранении, и теперь через регулярные промежутки времени проводится процедура их внешней аккредитации. Кроме того, создан общенациональную систему отчетности о случаях непреднамеренного причинения вреда здоровью. На общенациональном, региональном и муниципальном уровнях осуществляется оценка медицинских технологий (ОМТ). Практика проведения ОМТ приобрела официальный характер; оценки медицинских технологий осуществляются на базе одного национального института и нескольких ресурсных центров на областном уровне. ОМТ рекомендуется проводить в связи с принятием важнейших решений в сфере здравоохранения, но пока эта практика применяется не повсеместно. В последние годы были расширены и формализованы права пациентов; в стране действуют механизмы введения санкций за ненадлежащее исполнение медицинскими работниками своих профессиональных обязанностей или любые злоупотребления с их стороны.

5. Общественное здравоохранение

Как и в других европейских странах, в последние десятилетия смертность от сердечных заболеваний в Дании существенно снизилась. Частично это обусловлено повышением уровня выживаемости пациентов, страдающих болезнями сердца. Кроме того, благодаря совершенствованию медицинских вмешательств возросло также выживаемость пациентов, страдающих некоторые виды раковых заболеваний.

Вместе с тем по показателям общей смертности, а также по некоторым структурным показателям смертности Дания пока отстает от других стран Северной Европы. Вероятно, это объясняется сочетанием ряда медицинских, экологических и поведенческих факторов. Есть основания полагать, что в результате применения более передовых методов хирургического и медикаментозного лечения улучшились функциональные возможности и качество жизни населения Дании, однако количественных подтверждений этого предположения мало. Результаты одного из последних исследований, в котором анализировался уровень смертности, которую можно предотвратить мерами медико-санитарной помощи, в 19 промышленно развитых странах, свидетельствуют о том, что показатели работы датской системы здравоохранения соответствуют среднему уровню. Они не такие высокие, как в других странах Скандинавии (в частности, в Норвегии и Швеции), но лучше, чем в Великобритании, Португалии, Ирландии, США, Австрии, Новой Зеландии и Греции. Несмотря на довольно слабое вмешательство датской системы общественного здравоохранения в эту сферу, в стране наметилась постепенная, хотя в последнее время кое-что и замедленная тенденция к уменьшению потребления табачной продукции. Уровень потребления алкоголя остается высоким, несмотря на все усилия в этой области и проведение антиалкогольных кампаний (правда, эти усилия были нейтрализованы снижением налогов на спиртные напитки). Сейчас одним из насущных вопросов в сфере здравоохранения стала проблема ожирения и связанных с ним заболеваний (в частности диабета). Однако каких-либо значимых мероприятий в этом направлении пока проведено не было.

В Дании все более актуальной становится проблема неравенства в состоянии здоровья среди групп населения, различных по уровню образования и роду деятельности. Вместе с тем нет доказательств, свидетельствующих о том, что это обусловлено неравным доступом населения к услугам здравоохранения или к их использованию, за исключением некоторых видов услуг (например стоматологических), которые предусматривают довольно значительные соплатежи пациентов. Скорее всего, такое неравенство вызвано неблагоприятными социальными и экологическими условиями и поведением людей из определенных групп населения, но эти вопросы из разряда тех, которые с помощью проведенных мероприятий в сфере здравоохранения решить невозможно.

6. Основные положения системы здравоохранения Дании

Определяющей чертой датской системы здравоохранения является децентрализация ответственности за предоставление первичной медико-санитарной и вторичной (специализированной) медицинской помощи. На государственном уровне руководящая роль принадлежит Министерству здравоохранения. Оно занимается организацией и управлением муниципальными учреждениями здравоохранения, а также наблюдением и частичным финансированием муниципалитетов и областей. В сфере здравоохранения министерство отвечает за выполнение административных функций, касающихся организации и финансирования системы здравоохранения, психиатрических служб и медицинского страхования. Кроме того, министерство отвечает за допуск на рынок лекарственных препаратов и надзор за деятельностью фармацевтического сектора. В круг обязанностей министерства входят также мероприятия по профилактике заболеваний и укреплению здоровья населения. В собственности и управлении областей находятся больницы, а также полное или частичное финансирование деятельности частнопрактикующих врачей - врачей общей практики, врачей-специалистов, хиропрактиков и физиотерапевтов. Кроме того, из областных бюджетов осуществляется возмещение расходов на лекарства. На местном уровне муниципалитеты отвечают за профилактику заболеваний, укрепление здоровья населения и проведение мероприятий по внебольничной реабилитации, а также занимаются другой деятельностью.

7. Историческая справка

Политика, направленная на достижение всеобщего благосостояния, имеет в Дании давнюю историю. Это же касается и децентрализации задач по обеспечению благосостояния населения. До XVIII века за предоставление своим работникам необходимого ухода в случае болезни и за предоставление других видов помощи, если они в ней нуждались, отвечали крупные землевладельцы и хозяева ремесленных мастерских. Это, однако, не означало, что такая помощь действительно всегда предоставлялась. Постепенно, в результате распада феодальных отношений и усиление центральной роли государства, социальное поведение людей менялась. В XVIII веке получила распространение новая политическая идеология - Камерализм, одной из основных ее целей стал благосостояние населения. Укоренение этой идеологии создало в стране стимулы для улучшения состояния здоровья населения. Большинством задач, связанных с охраной здоровья и оказанием помощи бедным, в XVIII и XIX веках занималась не государство, а города и административные округа. Государство устанавливало руководящие принципы, но большинство конкретных мер по обеспечению всеобщего благосостояния осуществлялось силами местных органов власти; такая система характерна для Дании и сейчас. Сектор здравоохранения страны финансировался в основном за счет налогов, которые собирали и распределяли церковные приходы, города и округа. По сравнению с другими европейскими странами филантропическая и благотворительная деятельность по линии церкви в Дании и других странах Северной Европы играла незначительную роль в обеспечении благосостояния населения. Тот факт, что органы государственной власти также выступали и как благотворители, вероятно, стал одной из причин, почему в странах Скандинавии у людей сложилось гораздо более позитивное отношение к государственной власти, чем в других западноевропейских странах. Так что традиция государства всеобщего благосостояния в Дании уходит корнями еще XVIII века, то есть она сформировалась задолго до создания социал-демократической и других партий, которые выступают за всеобщее общественное благо, и задолго до создания официальных благотворительных организаций.

С введением в XVIII веке государственной помощи для малоимущих на повестке дня встал вопрос об ограничении количества граждан, имеющих право на получение помощи по болезни. Забота о здоровье населения рассматривалась, с одной стороны, как один из способов укрепления национальной экономики в целом, а с другой - как способ сокращения государственных расходов. Был осуществлен ряд мероприятий, направленных на улучшение здоровья населения. Среди них можно, в частности, назвать создание системы подготовки акушерок, проведение вакцинации против оспы, повышение уровня подготовки врачей-терапевтов и хирургов и возложение обязанностей по охране здоровья населения и лечение малоимущих на участковых, частнопрактикующих врачей. Силами округов и городов были построены первые больницы. Эти больницы были очень маленькими и созданы для оказания больным ухода и убежища (главным образом для пациентов с венерическими и другими заразными болезнями). Исключение составлял государственный госпиталь Бгейепкз в Копенгагене на 300 коек, куда не принимали инфекционных больных. Этот госпиталь был основан в 1757 году как базовая больница, в которой проходили стажировку будущие хирурги и терапевты.

В XIX веке количество частнопрактикующих медицинских работников возросло. Каждый, кто мог себе это позволить, лечился у врача дома, причем в частных домах выполняли даже сложные хирургические операции. По всей стране принимали на службу обученных акушерок, которые оказывали бедным бесплатные услуги при родах. Реализовывались мероприятия в области общественного здравоохранения: усовершенствовании систем канализации и водоснабжения, улучшении жилищных условий, пищевой санитарном контроле, контроле условий труда. С середины XIX века в стране начали организовывать консультации по общественной здравоохранении. С тех пор роль государства в управлении здравоохранением усилилась, и в 1803 году основан орган, ставший предшественником нынешнего Национального управления здравоохранения.

С 1838 года все датские врачи стали изучать как медицину, так и хирургию, которые считались до того отдельным категориям знаний. Таким образом, подготовка всех врачей велась по единой методике, и занимались этим одни и те же преподаватели, благодаря чему была создана единая однородная профессия, которой обучали в Университете Копенгагена. В 1936 году открылась медицинская школа в Орхусе, в 1966 году - в Оденсе. В 1857 году основан Датская медицинскую ассоциацию, к ней вступало все больше датских врачей. К 1900 году членами ассоциации было примерно 60% врачей, а до 1920 года - практически все врачи страны. Поскольку к концу 1930-х годов многочисленными представителями профессии были врачи общей практики, то и большую часть членов ассоциации составляли именно они. Однако влияние врачей общей практики в ассоциации был не таким сильным, как можно было бы ожидать. Со временем Датский медицинская ассоциация принимала все большее влияние и вплоть до 1980-х годов участвовала практически во всех государственных комитетах по охране здоровья. Но по мере роста интереса к вопросам здравоохранения со стороны различных политических сил Датский медицинская ассоциация начала терять часть своего влияния. Многие врачи, работавшие в Национальном управлении здравоохранения, занимали также определенные должности в ассоциации, в результате чего укреплялись связи между ассоциацией и правительством. В 1899 году собственную организацию создали и медицинские сестры, которые также работали в комитетах по охране здоровья. Медицинское сообщество в Дании стала скорее элементом государственной машины, чем каким-то обособленным институтом, который занимался выработкой политической линии. С тех пор государство взяло на себя ряд функций, которые сформировались в пределах профессии - например, систему утверждения номенклатуры медицинских специальностей.

В XIX веке почти во всех городах Дании силами самих городов и округов были построены больницы, которые финансировались в основном за счет налогов на недвижимость и в меньшей степени - за счет благотворительных пожертвований и оплаты за медицинские услуги (иногда платили сами пациенты, но чаще это делали их работодатели или органы власти по линии государственной помощи малоимущим). Сначала больницы предназначались только для бедных, но в конце XIX века ситуация постепенно начала меняться. Несмотря на то что большинство больных в больницах по-прежнему составляли представители низших социальных слоев, создавалось впечатление, что теперь это обусловлено главным образом тем, что лица из этих слоев просто имеют худшее состояние здоровья. Специализированных госпиталей в Дании довольно мало. Исключение составляют только психиатрические больницы, больницы для пациентов с лихорадкой и туберкулезные центры. Начиная с 1930-х годов государство стало выделять больницам субсидии, их объем растет. Однако за работу больниц и принятие решений в этой области, как и раньше, отвечали окружные советы. В этом смысле роль государства оставалась лишь формальной.

Из частных больниц на некоммерческой основе работали лишь несколько католических госпиталей; однако постепенно они перешли в ведение округов. В последние десятилетия было основано несколько частных больниц, действующих на коммерческой основе. С начала 1990-х годов количество новых частных клиник и больниц такого типа увеличилась. В них насчитывается менее 500 коек, что составляет примерно 2% всех больничных коек. Но возникновение частных больниц вызвало ряд политических конфликтов, и вопрос об этих учреждениях неоднократно обсуждался в датском парламенте. Некоторые считают, что наличие частных больниц представляет угрозу для принципа справедливости, на котором строится датская система здравоохранения; их оппоненты же утверждают, что частные клиники - хорошо дополнение к государственной системе здравоохранения и они вносят в нее инновационный элемент.

Во второй половине XIX века сформировалась система медицинского страхования. Организации, занимающиеся медицинским страхованием, создавались объединениями ремесленников и других групп населения. Ремесленники организовывали собственные фонды помощи, которые были продолжением фондов профессиональных гильдий, основанных их членами для взаимной помощи. Другие объединения организовывали фонды медицинского страхования для бедных - либо самостоятельно, либо с помощью тех, чье финансовое положение было лучше. В основе филантропической деятельности лежало желание предотвратить болезни и тем самым сделать так, чтобы чернорабочие и мелкие фермеры не зависели от пособий по бедности. Начиная с 1892 года на программы медицинского страхования стали выделяться государственные субсидии. Однако некоторые критики такого подхода утверждали, что подобная политика снизит мотивацию для благотворительной деятельности. Конец XIX века в Дании был ознаменован появлением ряда ассоциаций: в их состав входили рабочие, организовали профсоюзы и социал-демократическую партию, фермеры, которые создали собственные кооперативы, а также мелкие арендаторы и рабочие со своими профессиональными объединениями.

Программы медицинского страхования действовали в отношении самих застрахованных и их детей. Замужние женщины изначально были самостоятельными участниками этих программ.

Сначала застрахованы обязаны были оплачивать половину стоимости услуг больницы, но впоследствии эти средства возмещались по программе страхования. Соответственно, для тех, кто имел медицинскую страховку, госпитализация была бесплатной. Соплатежи пациентов составляли лишь незначительную часть расходов больниц, остальные финансировалась за счет налогов. По программам страхования оплачивались также услуги врачей общей практики, стало одной из причин того, что в Дании много этих специалистов, а их кабинеты распределены по территории страны достаточно равномерно. Исторически сложилось так, что в Дании было больше врачей на 1000 жителей, чем в любой другой скандинавской стране. В частности, в 1930 году в Дании врачей было в два раза больше, чем в Швеции. Норвегии и Швеции удалось догнать Данию по этому показателю лишь в 1960-1970-х годах.

Сначала участие в программах медицинского страхования принимали только представители малообеспеченных классов. В 1900 году медицинскую страховку мало лишь 20% населения, в 1925-м - 42%. Однако в 1973 году, когда программы страхования были отменены, уровень охвата составил уже 90%. Более того, взносы по программам медицинского страхования засчитывались как целевые налоги на здравоохранение. В отличие от Германии, в других сферах общественных услуг (например, в системе социальной безопасности и пенсионного обеспечения) программ социального страхования такого типа не было. Начиная с 1973 года здравоохранение Дании финансируется за счет налогов. Исключение составляют те товары и услуги, которые оплачиваются самими пациентами услуги стоматологов (частично), линзы для коррекции зрения, а также часть стоимости лекарств, отпускаемых по рецептам.

В 1930-1940-х годах - не в последнюю очередь как реакция на падение рождаемости в России - в стране была введена система бесплатной диспансеризации для беременных женщин, младенцев и детей дошкольного возраста. По всей стране организована система медицинского обслуживания в школах, ранее только в городах. Она действует до сих пор. Для других групп населения общая диспансеризация введена не была, но в большинстве регионов страны предлагается несколько видов специальных обследований, например, систематический профилактический осмотр женщин рака молочной железы и рака шейки матки.

Характерной чертой датской политики всеобщего благосостояния и особенно политики в области здравоохранения является консенсус по вопросу основной институциональной структуры. С 1940-х годов между политическими партиями существует соглашение о том, что у всех граждан страны, независимо от места их проживания и экономического статуса, должен быть доступ к медицинскому обслуживанию. В период 1945-1970 гг. Для политики в области здравоохранения были характерны сильное влияние медиков и наличие консенсуса. Вопросы, связанные с медицинским обслуживанием, имели скорее технический, чем политический характер. Однако начиная с 1970-х годов, как и в некоторых других странах в этот период, в Дании начали возникать противоречия по вопросам здравоохранения. Стали более заметными и различия в позициях политических партий по этим вопросам, поскольку они начали включать в свои программы описание предлагаемой ими политики в области здравоохранения. Таким образом, влияние медицинского сообщества несколько ослаб. Через реформу политической и административной системы 1970 сократилось количество округов и муниципалитетов. Кроме того, вследствие этой реформы ответственность за функционирование большей части сектора здравоохранения была передана округам, тогда как ранее она была распределена между городами, округами, центром и программами медицинского страхования. В 2007 году проведена новая реформа местного самоуправления, в результате чего количество муниципалитетов было сокращено до 98 и создан

на странице
  1. Миелофар. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    Миелофар. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    450,00 грн

    Цена: 0 грн. Доставка бесплатная (сума заказа от 150 грн).

    Миелофар таблетки, п/о, по 100 мг №60 (10х6)

    НЕТ В НАЛИЧИИ.  Показания. Лечение пациентов (взрослых и детей) с впервые диагностированной положительной (Ph + ) (с наличием в лейкоцитах филадельфийской хромосомы (bcr-abl)) хронической миелоидной лейкемией (ХМЛ), для кого трансплантация костного мозга не рассматривается как первая линия терапии; лечение пациентов (взрослых и детей) с Ph + ХМЛ в хронической фазе после неудачной терапии интерфероном альфа или в фазе акселерации, или в фазе бластной кризиса; в составе химиотерапии взрослых пациентов с впервые диагностированной положительной острый лимфобластный лейкоз (Ph + -ГЛЛ) с наличием в лейкоцитах филадельфийской хромосомы; в качестве монотерапии взрослых пациентов с острый лимфобластный лейкоз (Ph + -ГЛЛ) в стадии рецидива или которая трудно поддается лечению; лечения взрослых пациентов с Миелодиспластический / миелопролиферативными заболеваниями (МДС / МПЗ), связанными с активацией рецептора тромбоцитарного фактора роста (ТФР) лечения взрослых с гипереозинофильним синдромом (ГЭС) и / или хронической эозинофильной лейкемией (ХЭЛ) с перестройкой генов FIP1L1-PDGFRα. Эффект от применения препарата при трансплантации костного мозга недостаточно изучен. Показан также для: лечения взрослых пациентов с Kit (CD117)-положительных неоперабельными и / или метастатическими злокачественными Гастроинтестинальная стромальных опухолями (Гость); адъювантной терапии взрослых пациентов, у которых существует высокий риск рецидива Kit (CD117)-положительных злокачественных гастроинтестинальных стромальных опухолей (Гость) после резекции. Пациенты, у которых существует низкий или минимальный риск, могут не получать адъювантной терапии; лечения взрослых пациентов с неоперабельной взрывающейся дерматофибросаркомы (dermatofibrosarcoma protuberans (DFSP)) и взрослых пациентов с рецидивирующей и / или метастатической дерматофибросаркомы (DFSP), которые нельзя удалить хирургическим путем. Узнать больше

  2. Аллервей. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    Аллервей. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    45,00 грн

    Цена: 0 грн. Доставка бесплатная (сума заказа от 150 грн).

    Аллервей таблетки, п/плен. обол., по 5 мг №10 (10х1)

    НЕТ В НАЛИЧИИ.  показания Симптоматическое лечение аллергического ринита (в том числе круглогодичного аллергического ринита) и крапивницы. Узнать больше

  3. Дексапол капли глаз. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    Дексапол капли глаз. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    120,70 грн

    Цена: 0 грн. Доставка бесплатная (сума заказа от 150 грн).

    Дексапол капли глаз., сусп. (1 мг + 3500 мо + 6000 мо)/1 мл по 5 мл во флак.-кап.

    НЕТ В НАЛИЧИИ.  показания Воспаление тканей глаза, при которых показано применение кортикостероидов и существует поверхностная бактериальная инфекция или риски ее развития (воспаление бульбарной конъюнктивы и конъюнктивы век, роговицы и переднего сегмента глазного яблока, хронический увеит переднего отрезка и поражение роговицы, вызванные химическими, радиационными или тепловыми ожогами или попаданием инородных тел). Узнать больше

  4. Паркизол. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    Паркизол. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    650,13 грн

    Цена: 0 грн. Доставка бесплатная (сума заказа от 150 грн).

    Паркизол таблетки по 0,25 мг №30 (10х3)

    НЕТ В НАЛИЧИИ.  показания Лечение симптомов идиопатической болезни Паркинсона у взрослых в качестве монотерапии (без леводопы) или в комбинации с леводопой течение течения заболевания до поздних стадий, когда эффект леводопы снижается или становится неустойчивым и возникает колебания терапевтического эффекта (феномен «включения-выключения»). Симптоматическое лечение идиопатического синдрома беспокойных ног от умеренной до тяжелой степени у взрослых в дозах не выше 0,75 мг. Узнать больше

  5. Аризил 5. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    Аризил 5. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    174,52 грн

    Цена: 0 грн. Доставка бесплатная (сума заказа от 150 грн).

    Аризил 5 таблетки, п/плен. обол., по 5 мг №30 (10х3)

    НЕТ В НАЛИЧИИ.  показания Симптоматическое лечение деменции альцгеймеровского типа легкой и средней степени тяжести. Узнать больше

  6. Иматиниб-Виста. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    Иматиниб-Виста. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    7 500,38 грн

    Цена: 0 грн. Доставка бесплатная (сума заказа от 150 грн).

    Иматиниб-Виста капсулы по 100 мг №120 (10х12)

    НЕТ В НАЛИЧИИ.  показания лечение: взрослых и детей с впервые диагностированной положительной (Ph + ) (с наличием в лейкоцитах филадельфийской хромосомы (bcr-abl)) хронической миелоидной лейкемией (ХМЛ), для которых трансплантация костного мозга не рассматривается как первая линия терапии; взрослых и детей с Ph + -ХМЛ в хронической фазе после неудачной терапии интерфероном альфа или в фазе акселерации, или в фазе бластной кризиса заболевания; в составе химиотерапии взрослых и детей с впервые диагностированной положительной острый лимфобластный лейкоз (Ph + ОЛЛ) с наличием в лейкоцитах филадельфийской хромосомы; в качестве монотерапии взрослых пациентов с острый лимфобластный лейкоз (Ph + ОЛЛ) в стадии рецидива или которая трудно поддается лечению; взрослых пациентов с Миелодиспластический / миелопролиферативными заболеваниями (MDS / MPD), связанными с перестройкой гена рецептора тромбоцитарного фактора роста (ТФР) взрослых с гипереозинофильним синдромом (ГЭС) и / или хронической эозинофильной лейкемией (ХЭЛ) с перестройкой генов FIP1L1-PDGFRα. Эффект от применения иматиниба при трансплантации костного мозга недостаточно изучен. Показан также для: лечения взрослых пациентов с Kit (CD117)-положительных неоперабельными и / или метастатическими злокачественными Гастроинтестинальная стромальных опухолями (Гость); адъювантной терапии взрослых пациентов, у которых существует высокий риск рецидива Kit (CD117)-положительных злокачественных гастроинтестинальных стромальных опухолей (Гость) после резекции. Пациенты, у которых существует низкий или минимальный риск, могут не получать адъювантной терапии; лечения взрослых пациентов с неоперабельной выпячивая дерматофибросаркомы (dermatofibrosarcoma protuberans (DFSP)) и взрослых пациентов с рецидивирующей и / или метастатической дерматофибросаркомы (DFSP), которые не могут быть удалены хирургическим путем. Узнать больше

  7. Флуороурацил-Виста. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    Флуороурацил-Виста. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    550,78 грн

    Цена: 0 грн. Доставка бесплатная (сума заказа от 150 грн).

    Флуороурацил-Виста раствор д/ин. 50 мг/мл по 10 мл (500 мг) во флак. №5

    НЕТ В НАЛИЧИИ.  показания Метастатическим колоректальным раком: адъювантная химиотерапия рака толстой кишки в стадии III (T1-4 N1-2) после предварительного проведения лечебной резекции первичной опухоли; адъювантная химиотерапия рака прямой кишки на стадиях II (T3-4) и III (T1-4 N1-2) после предварительного проведения лечебной резекции первичной опухоли; распространенный рак желудка; распространенный рак поджелудочной железы; распространенный рак пищевода распространенный или метастатический рак молочной железы; адъювантной терапии первичного инвазивного рака молочной железы; неоперабельный местнораспространенным плоскоклеточный рак головы и шеи в ранее не леченных пациентов; локальный рецидив или метастазы при плоскоклеточном раке головы и шеи. Узнать больше

  8. Надропарин-Фармекс. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    Надропарин-Фармекс. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    715,33 грн

    Цена: 0 грн. Доставка бесплатная (сума заказа от 150 грн).

    Надропарин-Фармекс раствор д/ин. 9500 анти-ха мо/мл по 0,3 мл в предвар. запол. шпр. №10

    НЕТ В НАЛИЧИИ.  показания Лечение нестабильной стенокардии и инфаркта миокарда без патологического зубца Q на ЭКГ в сочетании с ацетилсалициловой кислотой. Узнать больше

  9. Триномия. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    Триномия. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    175,45 грн

    Цена: 0 грн. Доставка бесплатная (сума заказа от 150 грн).

    Триномия капсулы тв. по 100 мг/20 мг/10 мг №28 (7х4)

    НЕТ В НАЛИЧИИ.  показания Вторичная профилактика осложнений со стороны сердечно-сосудистой системы у взрослых пациентов в качестве заместительной терапии, когда обеспечивается адекватный контроль при терапии монокомпонентными средствами в эквивалентных терапевтических дозах. Узнать больше

  10. Белцеф. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    Белцеф. Инструкция и отзывы. Цена в аптеке.

    83,50 грн

    Цена: 0 грн. Доставка бесплатная (сума заказа от 150 грн).

    Белцеф порошок д/приг. р-ра д/ин. по 1,0 г во флак. №1

    НЕТ В НАЛИЧИИ.  показания Белцеф применяют для лечения инфекций, возбудители которых чувствительны к цефтриаксону: инфекции дыхательных путей, особенно пневмония, а также инфекции уха, горла и носа; инфекции органов брюшной полости (перитонит, инфекции желчевыводящих путей и желудочно-кишечного тракта); инфекции почек и мочевыводящих путей; инфекции половых органов, включая гонорею; сепсис инфекции костей, суставов, мягких тканей, кожи, а также раневые инфекции; инфекции у больных с ослабленным иммунитетом; менингит диссеминированный боррелиоз Лайма (стадии II и III). Периоперационная профилактика инфекций при хирургических вмешательствах на органах желудочно-кишечного тракта, желчевыводящих путей, мочевыводящих путей и при гинекологических процедур, но только в случае потенциальной или известной контаминации. При назначении Белцефу необходимо соблюдать официальных рекомендаций по антибиотикотерапии и, в частности, рекомендаций по профилактике антибиотикорезистентности. Узнать больше